Добродетели — это устойчивые качества личности, постоянные совершенства ума и воли, управляющие поступками человека согласно разуму. Они дают свет и силу, самообладание и легкость, помогающие жить подлинной человеческой жизнью и обрести счастье.
Человеческие добродетели обретаются человеческими силами. Они √ плоды упорных упражнений. Кто в довольно долгий период времени поступает благоразумно и мужественно, тот развивает в себе способность поступать также и впредь. Он «пред-расположен» к благоразумным и мужественным действиям.
Поскольку человек склонен к эгоизму и лени, добродетель всегда дается с трудом. Формирование личности вопрос решимости, оно несовместимо с конформизмом и равнодушием.
Добродетели √ это капитал личности. Благоразумный и мужественный человек поступает благоразумно и мужественно не время от времени, а постоянно, притом с радостью и наслаждением. Истинная добродетель не скучна, а приветлива и радостна. Скучна пошлость и равнодушие. Равнодушный человек в самом деле скучен и ему самому скучно. И скуку свою он пытается убить в тысячах развлечений.
Поскольку добродетель √ это устойчивое, постоянное качество, она проявляется, как правило, в обычных событиях семейной, социальной и профессиональной жизни. Истинная добродетель не может быть экстравагантной, показной или шумной; в добродетельном человеке «хорошо звучат средние ноты, созвучные повседневной жизни» (Святой Хосемария Эскрива). Стать добродетельным √ не значит стать выше обычной жизни, выше повседневности. Быть добродетельным трудно √ но все же вполне обычно. Человек, который проявляет мужество лишь в крайних ситуациях, нельзя назвать добродетельным. В своей «Русской истории» Ключевский, рассказав о жизни религиозного деятеля 17-го века, пишет: «В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив… Что умели делать все, то он делал хуже всех; но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно доброе ли то было дело или дурное… Он принадлежал к числу людей, которые спокойно переносят страшные боли, но охают и приходят в отчаяние от булавочного укола… Он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога, увлечение смелой ли мыслью или широким предприятием… Это словно парус, который только в буре бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бесполезной тряпкой». Вот хороший пример крупного, но далеко не добродетельного человека. Такой человек не годен ни к семейной жизни, ни к жизни профессиональной, которая состоит, как правило, из повседневных мелочей. Такого человека приходится держать на привязи, и освобождать лишь в военное время.
Добродетелей √ множество. Некоторые из них относятся к разуму. Это √ интеллектуальные добродетели. Они помогают человеку в его стремлении к познанию реальности. Интеллектуальные добродетели √ это знание (теоретические познания), искусство (в смысле технических познаний), и способность применять к жизни первичные принципы разума (нап. «принцип не-противоречивости»). Другие добродетели относятся к воле. Это √ моральные добродетели. Они помогают человеку выбирать правильно и действовать правильно. Моральные добродетели √ это благоразумие, справедливость, мужество, самообладание, великодушие, смирение, простота, терпение и т.д. Правильное решение √ этот плод и моральных и интеллектуальных добродетелей. Добродетели интеллекта позволяют узнать, чтó полезно для себя и других здесь и сейчас. Добродетели воли являют доброе намерение человека. Если отсутствуют интеллектуальные добродетели, получается образ симпатичного, но не всегда компетентного человека. Если отсутствуют добродетели воли, получается страшный образ обольстителя. Обольститель только и кажется компетентным, на самом деле он не может использовать свой интеллект правильно. Он может быстро обогащаться, всех обманывая, но его богатство недолговечно. Добродетели воли важнее: опыт повседневной жизни показывает нам, что проблема многих людей √ не отсутствие познаний (они обычно знают, чтó делать), а отсутствие воли: лень, страх, невыдержанность, нетерпение, самолюбие. Добродетели интеллекта помогают довести до конца любую работу, но не обязательно честную.
Каждая добродетель связана с остальными. Например, выдержанному человеку легко быть справедливым и благоразумным. Притом, добродетельному человеку легко обрести качества, которых ему не хватает, подобно тому, как богатому человеку легко стать еще богаче.
Благоразумие, справедливость, мужество и самообладание мы называем главными потому, что все остальные добродетели соединяются, скрепляются в них. Они как бы основа и условие остальных добродетелей.
Добродетели √ сугубо личное дело. Добродетели относятся к личности. Добродетели √ это личные, но не индивидуальные качества. Невозможна добродетель, основанная на индивидуализме √ ибо каждая из добродетелей прямо или опосредствованно влияет на окружающих нас людей. В определенном смысле мы все помогаем или вредим друг другу. Никто не становится лучше или хуже в одиночку.