Благоразумие состоит из трех главных моментов

Благоразумие состоит из трех главных моментов: всесторонне обсудить дело (обсуждение), правильно судить (рассуждение), решить твердо (решение). Притом, благоразумный человек умеет просить совета. Он не всегда в состоянии сам разрешить возникающие проблемы или учесть все обстоятельства, которые надо иметь ввиду при осмыслении дела. Благоразумие требует смирения: надо искать советчика √ но не какого угодно: нужно не просто чье-то мнение, но совет бескорыстный и точный. Благоразумный не тот, кто знает все, а тот, кто умеет выбрать правильно.

Первый шаг благоразумия √ всестороннее обсуждение возникающего вопроса. Необходимо тщательно изучать дело. Для этого нужна не только способность отыскать информацию, но и способность узнать самые верные источники информации; нужна способность критически анализировать полученную информацию и проверить любые сомнительные данные; нужна способность отличать факты от личных мнений, способность отличать главное от второстепенного, способность признать собственные предрассудки.

Затем необходимо рассуждение. Рассудить √ значит, правильно оценить конкретную ситуацию. Благоразумие требует не только познания принципов верного поведения, но и способности проникать в суть конкретных ситуаций и применять моральные принципы в каждом частном случае. В этом процессе очень важны такие качества, как проницательность и прозорливость: благоразумный √ тот, кто осознает реальность так, как она есть на деле. Благоразумие, например, помогает обращаться к каждому человеку по-разному, принимая во внимание его характер, культуру, менталитет и темперамент.

Наконец, приходится решить, т.е. избрать наилучший план действий √ ибо в разных случаях можно действовать по-разному. В поступках благоразумного нет безрассудной поспешности или глупой храбрости. Иногда благоразумно отложить принятие окончательного решения до тех пор, пока не будут выяснены все обстоятельства дела. Но в иной ситуации промедление было бы ошибкой. Если дело безотлагательно, надо действовать как можно скорее, особенно если от нашей решимости зависит благо других людей. Благоразумен тот, кто не откладывает на потом неотложное решение. Благоразумие не препятствует действию: не надо смешивать его с робостью или страхом. Благоразумие требует мужества и решимости. Благоразумный считает, что лучше двадцать раз промахнуться, чем пребывать в удобном бездействии. Он всегда берет на себя всю ответственность за свои решения.

Благоразумие √ не хитрость, не тактика. Хитрый человек не может поступать верно, правильно. Не только цель наших поступков должна соответствовать природе вещей, но и пути к ней ведущие. Благоразумие связано с великодушием, а хитрость и двуличие √ всего лишь плоды малодушия, скаредности души и эгоизма. Благоразумный всегда действует открыто, ясно, точно и просто.

Нет благоразумия, если нет самообладания и самоотверженности: не может судить правильно тот, кто лишь стремится к личным амбициям, деньгам, наслаждениям. Искаженная воля искажает разум.

Благоразумие называют «матерью всех добродетелей», ибо оно руководит всеми другими добродетелями, как ямщик руководит каретой. Только карета здесь √ человек, ямщик √ благоразумие, лошади √ другие добродетели. У каждого человека свои качества и свои лишения. Человек, напр., может быть мужественным, но не очень искренним; великодушным, но несдержанным. Ямщику (благоразумие) приходится руководить лошадьми (другими добродетелями) так, чтобы они шли вместе гармонично и сбалансировано. От этого зависит благополучный проезд кареты, т.е. счастье личности. Чтобы обрести благоразумие, нужны технические познания (надо уметь руководить каретой) и профессиональный опыт (опыт испытанного ямщика). Нужно и постоянное упражнение в остальных добродетелях (ямщику легко руководить каретой, когда лошади хороши).

Благоразумие указывает меру всем добродетелям. Оно указывает в конкретном случае где «золотую середину» между «слишком мало» и «слишком много». Выражение «золотая середина» в сфере добродетелей не означает некую недостаточность √ как бы половину того, что можно было сделать. Напротив, эта середина между излишком и недостатком √ вершина, кульминационный пункт. Благоразумный человек как бы стоит на вершине горы и созерцает реальность так, как она есть. Он прекрасно различает два склона горы: склон недостаточности и склон излишества. Благоразумный знает в каждом случае, где начинается трусость и где начинается безрассудство, где √ ложное смирение и где √ гордыня, где √ лень и где √ трудоголизм, где равнодушие и где нетерпение. Благоразумие таким образом содействует развитию добродетелей смирения, трудолюбия и терпения. Благоразумный проявляет мужество, но не идет на бессмысленный риск. Его воздержание не есть бесчувственность или мизантропия. Его справедливость не есть жестокость. Его терпение не есть рабство.

Благоразумен не тот, кто не совершает ошибок, но тот, кто умеет своевременно их исправлять. Благоразумный не ищет уверенности там, где ее нет.

Добавить комментарий