Познание блага невозможно без интереса к благу. Иногда говорят, что цель образования учить людей защищать свои личные интересы. Но есть более важная задача учить людей иметь интересы. Кто умеет защищать свои интересы, но не имеет других интересов кроме себя, тот не может познать блага. Для познания блага нужна восприимчивость и открытость к реальности, нужна здравая любопытность.
Познание блага √ это процесс более глубокий, чем процесс обретения технических или теоретических знаний. Познать благо √ значит, интересоваться традицией, интересоваться тем, что другие сделали, с желанием довести до конца дело, ими начатое. Человек не может познать благо, если он смотрит на жизнь, как на совокупность ощущений, которые надо испытать, а не дело, которое надо совершить.
Человек, равнодушен к благу, не может обрести «культуру», в том числе и подлинную профессиональную культуру, он не может выйти их тесного кружка своих органических и материальных потребностей, не может подняться выше своего инстинкта и открыть себя другим. Человек, равнодушен к благу, не может судить и решить: на новое и необычное он, как правило, откликается простовато или буйно, ведь он не способен отличать важное от второстепенного. Он всегда плохой советчик.
Предпринимателю очень выгодно нанимать работников, обладающих, кроме технических знаний, качествами зрелой личности. Человек, профессионально компетентный, но равнодушный к благу, в том числе и к общему благу, не может дать предприятию то, чего он не имеет, а именно √ способность рассуждать и решать. Молодой и агрессивный парень, стремящийся лишь к прибыли √ не тот человек, в котором нуждается серьезный и долгосрочный бизнес.
Делать правильные выборы √ значит, действовать рационально. Человек не поступает правильно, потому что «должен», а потому что сам сознает рациональность конкретного действия. Подлинная этика чужда «морализму», т.е. теории, главный принцип которой √ «долг во имя Долга». Подлинная этика опирается на рациональность, на природу человека и природу вещей. Она не навязывается внешним, произвольным «категорическим императивом». Вести себя этично √ значит, вести себя подлинно по-человечески при конкретных обстоятельствах. Вести себя этично можно по-разному, в жизни добродетелей нет «категорического», предопределенного пути.
Об этике говорят многие. Каждый год издаются новые кодексы профессиональной этики. Это прекрасно и нужно, но этого недостаточно. Главное √ не профессия сама по себе, а человек, занимающийся профессией. Врач, адвокат или коммерсант может скрупулезно соблюдать этичные правила своей профессии и в то же время раствориться как личность.
Многие думают, что вести себя этично √ значит совершать как можно меньше неэтичных поступков. Это опять же ограниченное понимание этики. Этика не есть наука о зле, но о благе, и благо заключает в себе гораздо больше возможностей, чем зло. В каком-то смысле, зло √ всего лишь отсутствие блага.